Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО

Колесник Олеся Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУДО ДДТ «Радуга» г. Кургана

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО

Как много новых технологий
К нам с новым веком в класс пришло.
Забудем, как считали на листочках
И графики по клеточкам вели.
Сейчас возможности открыл компьютер.
Дерзай! Твори! Учись и пробуй!

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Устойчивый познавательный интерес формируется и через занимательность. Элементы занимательности вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им освоить любой учебный материал.

Для этого на уроках используются  компьютерные презентации, в которых зрительный ряд преподносится таким образом, чтобы у учащихся возникало четкая уверенность в том, что им под силу данное задание, появлялось острое желание его сделать и главное узнать о данной теме больше.   

Большую часть урока на ИЗО отводится на практическую работу и фактически все учащиеся оказываются, вовлечены в творческий процесс.  Подборка музыкального ряда и видеофильмов способствует этому.

Школа ставит основной своей задачей создание условий для формирования личности ученика, способной к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, взаимодействию и сотрудничеству, личности творческой и активной. Именно эти способности называются ключевыми в современном обществе, причем не только российском. 

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение.

Интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал.

Целью интерактивного обучения рассматривается общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении и самореализации.

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер.

Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

 К интерактивным методам относятся:

  • Учебные деловые игры,
  • Мозговой штурм,
  • Обыгрывание ролей,
  • Игровое проектирование,
  • Анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и др.

Критерии отбора методов обучения:

  1. Соответствие целям и задачам обучения и развития школьников;
  2. Соответствие дидактическим целям урока;
  3. Соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;
  4. Соответствие временным рамкам обучения;
  5. Соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;
  6. Соответствие способу руководства учебной деятельностью;
  7. Соответствие логике учебного процесса.

Стиль проведения интерактивных занятий

Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход. Основные требования его соблюдения:

  • гуманная педагогическая позиция;
  • ценностное отношение к учащемуся, его творчеству;
  • создание на уроке культурно-информационной и предметно-развивающей среды;
  • владение методикой и основами образовательной технологии;
  • целенаправленное развитие индивидуальности учащегося.

1. Учебная деловая игра.

Воссоздает определенную форму предметного и социального содержания какой-либо деятельности;

Позволяет моделировать систему отношений, характерных для данной деятельности, ситуации;

Способствует овладению предметной и социальной компетенциями;

Создает возможность для исполнения школьником социальных ролей.

Цель учебной деловой игры: осмысленное, оперативное владение учебным содержанием и использование его в незнакомых ситуациях с учетом взаимодействия с одноклассниками (учитывая их знания, интересы и особенности характера).

Виды учебной деловой игры:

- Имитационная

- Операционная

- Исполнение ролей

- Инсценировка

Правила для участников учебной деловой игры:

- Принимать активное участие в отборе учебного материала для игры, изучить его;

- Строго следовать цели игры;

- Уважать право одноклассников на собственное мнение, даже если оно резко противоположно твоему;

- Быть терпимым и целенаправленно строить диалог, искать компромисс в процессе общения с другими участниками для осуществления учебной игры;

- В ходе обсуждения игры, спора сосредоточится на выявлении сильных и слабых сторон в позиции своего оппонента;

- Продумывать ход своих действий и прогнозировать действия своего партнера;

- Осуществлять рефлексию в процессе игры.

2. Игровое проектирование

Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся при условии обеспечения познавательной и социальной мотивации.

Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой на определенный период времени.

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей.

Виды проектов:

- исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть;

- творческие – основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся (рисунок, плакат, передача по радио, видеофильм и т.п.);

- игровые – участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта;

- информационный проект основывается на методе сбора информации о каком-либо объекте, анализе и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории через рисунки, плакаты и др.

3. Технологии мультимедиа - (многокомпонентная среда) которая позволяет использовать тест, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.

Создают широкий спектр возможностей для учителя и учащихся:

- осуществлять отбор необходимой информации в соответствии с дидактическими целями, свойствами данного  СD-продукта и интересами;

- прогнозировать мотивацию, понимание, усвоение и характер творческого мышления учащихся в процессе работы;

- выбирать способы сочетания и интеграции средств данной мультимедийной  книги с традиционными средствами обучения;

- создавать оптимальные дидактические условия развивающего обучения: учащиеся самостоятельно ищут ответы на поставленные вопросы индивидуально и в группах;

- удовлетворить познавательный интерес к школьному предмету.

 Работа учащихся с материалами мультимедийного учебника будет способствовать:

- формированию у учащихся элементарного творческого анализа и последующей логической оценки;

- развитию интереса к изобразительному искусству в новом качестве;

- позволяет активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;

- создаёт эмоциональный настрой, это в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

При планировании интерактивных уроков по курсу изобразительного искусства я учитываю то, что содержание образования по данному предмету имеет сравнительно небольшую теоретическую составляющую, что вынуждает отказаться от некоторых форм интенсификации, но представляет благоприятные условия для применения творческих заданий.

Важным условием развития творческого воображения детей считаю так же и применение разнообразных материалов и техник, а также смену видов изобразительной деятельности.

Благодаря этому у детей развиваются познавательные способности и навыки; формируется мотивация достижения; коммуникативные навыки, открытость и доброжелательность, чувство юмора.

Учащиеся учатся работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивость в выполнении заданий и соревновательность; умение рисковать; способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Итак, главная особенность интерактивных технологий заключается в том, что они основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. В применение интерактивных технологий позволяет вести постоянный диалог ученика с учебной средой. Особые возможности интеракции в обучении изобразительному искусству заключаются в организации общения с прекрасным, сотворчества, в рефлексии художественно-эстетической деятельности.

Систематическое применение интерактивных технологий на уроках  изобразительного искусства развивает такие качества личности, как: пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

Категория: методические материалы | Добавил: NikElena (19.11.2020)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 0.0/0