<><><>
КОНКУРСЫ
Конспекты открытых уроков/занятий [2]
Презентации по предметам/Презентации [0]
Сценарии мероприятий [1]
Конспекты занятий/уроков [0]
Игровая деятельность [0]
Методические материалы [3]
Дидактический материал [0]
Внеурочная деятельность [3]
Работа с родителями [1]
Консультация [0]
Дошкольная педагогика [1]
Творчество [1]
КОПИЛКА ЖУРНАЛА

красивые награды:)
Главная » Статьи » Публикации методических материалом 2018-2019 » Внеурочная деятельность

Классный час на тему «Творчество П.И.Чайковского»

Ошкина Лилия Вячеславовна, преподаватель МБУДО «ДШИ им. М. П. Мусоргского» г. Железногорска Красноярского края

Классный час на тему «Творчество П.И.Чайковского».

Наша встреча посвящена творчеству великого русского композитора, одного из самых знаменитых и популярных в мире, создавшего свой собственный музыкальный язык, исключительно богатый выразительнейшими мелодиями. Имя этого композитора- Петр Ильич Чайковский.

Краткая биография.  (Сообщение учащихся).     

П.И.Чайковский писал почти во всех жанрах. Однако опера занимает особое, чрезвычайно важное положение, в творческом наследии композитора. От первого, консерваторского замысла «Грозы» и до последних дней жизни, Чайковский постоянно работал над оперой, думал о ней, не прекращая поисков сюжетов, образов, способных вдохновить его.

При выборе сюжета, для Чайковского самым важным были проявления внутренней жизни героев. Она должна быть сложной и богатой, мотивы поступков достоверны, характеры людей раскрывались бы в решающие моменты жизни, а основной драматический конфликт стягивал бы все нити действия.

Непременным было понимание переживаемых героями чувств самим композитором. Он воспринимал их как живых, реально существующих людей. Таким образом возникало ощущение современности оперного сюжета, принадлежности героев близкой композитору эпохе. П.И.Чайковский написал 10 опер :

«Воевода»

«Ундина»

«Опричник»

«Евгений Онегин»

«Орлеанская дева»

«Мазепа»

«Черевички»

«Чародейка»

«Пиковая дама»

«Иоланта»

Первые две оперы постигла неудача. Но это нисколько не охладило интереса композитора к оперному жанру. При новой же возможности  он вновь обратился к этому жанру.

П.И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин». (Сообщение учащихся).

Значительную и богатейшую часть творческого наследия композитора составляют романсы, к которым он обращался на протяжении всего творческого пути. П.И.Чайковским написано более 100 романсов.

П.И. Чайковский. Романсы. (Сообщения учащихся).

В наследии Чайковского симфонической музыке принадлежит значительное место. В жанре симфонии решается основной вопрос философских исканий композитора – о смысле жизни, о цели человеческого существования. Чайковским написано 6 симфоний.

П.И. Чайковский. Симфония № 1. (Сообщение учащихся).

Это одно из тех сочинений, к которым Чайковский  относился с большой любовью в течениие всей своей жизни.

Вершина симфонического творчества Чайковского – Шестая симфония, завершившая творческий путь композитора – занимает в сокровищнице художественных ценностей всего человечества одно из самых почетных мест. Она принадлежит к тому небольшому числу произведений искусства, значение которых имеет особую эстетическую функцию. Таковы «Сикстинская мадонна»  Рафаэля – высокое и совершенное воплощение идеи женственности и материнства; «Гамлет» Шекспира с его глубоким гуманизмом, такова же Шестая симфония Чайковского – музыкальное обобщение извечного трагического противоречия жизни и смерти.

В Шестой симфонии Чайковский – симфонист выступил как художник, который подвел итог симфонизму XIX в. как современнейший из композиторов своей эпохи. Признавая симфонию высшей формой музыкального искусства, Чайковский в своей области достиг совершенства П.И.Чайковский. Симфония №6.(Сообщение учащихся).

Жанр концерта сыграл важную роль в творчестве П.И.Чайковского. В нем ясно выступает симфоническое начало. Композитор трактовал концерт как особого рода симфонию.

П.И. Чайковский. Концерт №1. (Сообщение учащихся).

С 1958 года в Москве проводится международный конкурс им. П.И.Чайковского. (Сообщение учащихся).

Для фортепиано П.И.Чайковский писал на протяжении всей своей жизни. До него ни один композитор не воплощал в своих фортепианных сочинениях русскую жизнь так многообразно. Тонкий знаток человеческой души, он запечатлел целый мир переживаний современных ему русских людей.

Чайковский систематически обращался к теме народной жизни и занимался разработкой жанра русских народных сцен. Это и небольшие жанровые зарисовки ( «Мужик на гармонике играет»), и картины народного веселья( «Масленица»), и образы крестьянского труда( «Песнь косаря», «Жатва»).

«Времена года» не столько серия картинок природы и быта, не столько чередование пейзажей, сколько цикл «картинок настроения».

Изобразительные приемы всюду служат выразительности образа. Так в «Масленице» имитация перезвона сопоставлена с плясовыми гармошечными мотивами, в пьесе «На тройке» имитация бубенчика создает красочный фон для выразительной песенной темы, а в «Охоте» из мотивов рогов рождается главная тема.

Чайковский написал несколько циклов фортепианных пьес. Среди них «Детский альбом» и «Времена года».

     П.И. Чайковский «Детский альбом».

     П.И. Чайковский «Времена года».( Сообщения учащихся).

Чайковский справедливо признан реформатором балета, основоположником русской хореографической драмы, симфонизированных танцевальных поэм. Не ставя перед собой задач обязательной реформы жанра, он уже в первом своем балете выступил как новатор, внес в балетную партитуру симфоническое единство, цельность формы, сквозное музыкальное развитие. Чайковский разграничивал возможности  оперы и балета. Не любя фантастическую оперу, он считал, что в балете фантастика очень уместна и даже необходима. Поэтому П.И,Чайковским написано три балета на сказочные, фантастические  сюжеты: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

    П.И. Чайковский . Балет «Лебединое озеро».(Сообщение учащихся).

Балет «Щелкунчик», задуманный как детский балет-феерия, небольшой по масштабам, оказался значительным произведением, открывшим новые пути в балетном театре рубежа XIX-XX в.

И я вас всех приглашаю в сказку.

     П.И. Чайковский. Балет «Щелкунчик». ( Все номера исполняются детьми).

Творческое наследие П.И.Чайковского вошло неотъемлемой частью в мировое искусство уже при его жизни, с конца XIXв. Оно стало одной из величайших вершин всей музыкальной культуры и способствовало утверждению мирового значения русской классической музыки.

 

Приложение.

П.И.Чайковский. Опера «Евгений Онегин».

В течение зимы Чайковский подыскивал подходящий сюжет для новой оперы. Несмотря на постоянную неудовлетворенность своими операми и даже лучшей из них - «Вакулой», Чайковский стремился опять к сочинению оперы. Трудность состояла в том, что ни один из литературных сюжетов не привлекал его. Некоторое время он подумывал о трагедии В.Шекспира «Отелло», но по-настоящему не заинтересовался. Попадавшие ему либретто опер на мифологический и исторический сюжеты казались чуждыми, ничего не говорили ни уму, ни сердцу. Чайковский уже было совсем отчаялся найти что-нибудь подходящее…

 И вот однажды он был в гостях у Елизаветы Андреевны Лавровской. Беседовали об опере. Епизавета Андреевна предложила Петру Ильичу написать оперу «Евгений Онегин» по роману А.С.Пушкина.

- « Вы только подумайте, представьте,- горячо убеждала она композитора, - какая это поэтическая, благодарная тема! Как красочно можно обрисовать русский быт начала столетия, какие чудесные образы- Татьяна, Онегин, Ленский. Вы, и только Вы, дорогой Петр Ильич, сможете написать такую оперу и Вы напишите её.

Смущенный композитор растерялся и отвечал что-то неопределенное. Мысль положить на музыку гениальное произведение Пушкина показалась ему вначале слишком смелой. На следующий день он вернулся к ней, достал томик Пушкина и начал перечитывать поэму. Чем дальше читал он, тем больше приходил в восторг. Музыкальные образы сами собой возникали в его воображении. Сцена письма Татьяны особенно увлекла его.

Петр Ильич тотчас хотел приняться за работу, но задерживало отсутствие либретто.

Горя нетерпением, композитор начал делать его сам, но не справился и попросил помощи у своего приятеля Шиловского.

Либретто было быстро составлено и работа закипела. «Пусть моя опера будет не сценична, пусть в ней мало действия,- писал Петр Ильич брату Модесту,- но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет. Образы простых пушкинских героев, этих простых русских людей, почти что современников, были ему близки и понятны. Он горячо сочувствовал Татьяне, жалел Ленского, порою искренне негодовал на Онегина, так холодно оттолкнувшего Татьяну.

Небогатая помещичья усадьба Лариных, непритязательное веселье именин, чопорная пышность великосветского бала – подобные картины русской жизни были знакомы ему. Он испытывал невыразимое наслаждение от того, что сочиняет «Онегина», а не оперу на какой-нибудь выдуманный сюжет из далекого прошлого. Какое дело ему, русскому композитору, до средневековых рыцарей, египетских принцесс и тому подобных героев? Переживаний их он не может себе представить, потому что не понимает,- значит, и музыку напишет неправдивую.

Чайковский вспоминает опасения брата Модеста и Шиловского, что «Онегин» будет несценической оперой. «Ну так пусть будет не опера, а «лирические сцены», - решает Петр Ильич.- Но я не могу не написать эту музыку. Если она не пойдет на сцене, пусть ее играют и поют дома.

Чайковский хотел услышать оперу в исполнении студентов консерватории. Отрадно было ему узнать, что произведение, которое он написал с такой любовью, вызвало восторженные отзывы его московских друзей. Николай Григорьевич Рубинштейн заявил, что он просто влюблен в «Онегина».

На спектакле зал был заполнен так,  как еще ни разу не случалось. Мнения публики были разноречивы. Но всех увлекла и покорила музыка Чайковского. «Евгений Онегин» остался популярнейшей оперой вплоть до наших дней. Правда и искренность чувств, верность жизни- вот то, что явилось главным притягательным свойством «Онегина», вот чем завоевал он всеобщую любовь и признание.

В сцене письма очень чутко запечатлены разнообразные душевные состояния героини: страстный порыв, робость, отчаянная решимость и, наконец, утверждение любви.

П.И.Чайковский. Романсы.

Огромная популярность романсов обусловлена сердечностью тона, искренностью выражения человеческих чувств. Романсы составляют значительную и богатейшую часть его творческого наследия. К романсам Чайковский обращался на протяжении всего творческого пути. Образы, к которым обращается композитор в романсах, очень различны.

Важное значение в романсовом творчестве Чайковского приобретает соотношение поэтического слова и музыки. Круг поэтов, к которым обращался композитор, чрезвычайно широк: Пушкин, Гейне, Шевченко, Мицкевич, Плещеев, Толстой, Тютчев, Мей, Майков, Фет, Огарев… Несколько романсов написаны на собственные тексты.

Выдающийся лирический романс «Средь шумного бала» на слова А.Толстого. Это романс-вальс, по жанру примыкающий к произведениям бытовой русской вокальной лирики XIX в. Это маленькая поэма о любви, созданная простыми, но глубоко волнующими средствами музыкальной выразительности. Приглушенно-матовый колорит музыки тонко выражает мечтательное настроение стихотворения.

К группе вокальных сочинений Чайковского относится сборник из 16 детских песен. Общая цель сборника – создание простых, понятных детям и несложных для исполнения песен. Очень хороша последняя песенка сборника «Мой Лизочек» на слова Аксакова. В ней тонкий юмор и трогательный лиризм.

П.И.Чайковский.  Симфония №1 «Зимние грезы».

«Зимние грезы» - назвал свою Первую симфонию Чайковский. Музыка ее полна воспоминаний детства и юности.

Первая часть – «Грезы зимней дорогой». Детство композитора прошло в Воткинске, маленьком фабричном городке. Отец его, горный инженер, работал на заводе. Иногда вместе с родителями мальчику приходилось совершать длинный путь из Воткинска в Петербург. Ехали в санях.

Русские поэты часто воспевали в стихах своеобразную прелесть и поэзию русской зимы. Чайковский попытался воплотить это в музыке.

Первая часть симфонии близка по настроению стихотворению Пушкина «Зимняя дорога».

                          Сквозь волнистые туманы

                          Пробирается луна.

                          На печальные поляны

                          Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

                        Что-то слышится родное

                        В долгих песнях ямщика;

                        То разгулье удалое,

                        То сердечная тоска.

Вторая часть. «Угрюмый край, туманный край».

В этой части Чайковский выразил впечатление от поездки на Ладогу. Медленное вступление создает величавую картину северного пейзажа. Печально звучит нежная, задумчивая мелодия гобоя. Повторяясь, она ширится, звучит все громче и громче, словно привлекает к себе пробужденные ею голоса природы. К одинокому гобою присоединяются новые инструменты, которые сливаются в мощном звучании всего оркестра.

Третья часть – Скерцо. У этой части  нет названия. Но это тоже грезы, зимние грезы. Но какие счастливые! Словно воспоминания о зимнем праздничном вечере. За окном студеный холод, бушует пурга, а тут в комнате тепло и уютно. Счастливые юные лица, беззаботное веселье. Вальс.

Четвертую часть Чайковский тоже не озаглавил. В медленном вступлении тяжело и печально звучит мелодия русской народной песни. Но откуда-то издалека приближается новая песня и начинается народное гулянье. Весь оркестр включается в этот праздник с хороводами и плясками, раздольным весельем. Бурным и стремительным финалом завершает композитор свою Первую симфонию.

Закончив симфонию, Чайковский поспешил показать ее своим учителям А.Рубинштейну и Зарембе. Симфония не понравилась ни тому ни другому. Исполнять ее Антон Григорьевич отказался решительно и потребовал больших изменений.

После переработки симфония была вновь признана неудачной и исполненная в концерте Русского музыкального общества не произвела на слушателей впечатления. Через год в 1868г. Симфония была исполнена в симфоническом собрании московского отделения Русского музыкального общества под управлением Николая Рубинштейна. И встретила такой горячий прием, который превзошел все ожидания. С симфонией «Зимние грезы» вошел в историю музыки величайший симфонист XIXв.  Это одно из тех сочинений , к которым Чайковский относился с большой любовью в течение всей своей жизни.

П.И.Чайковский . Симфония №6

Созданию Шестой – величайшего творения Чайковского – предшествовал длительный и напряженный период подготовки, хотя процесс самого сочинения занял всего несколько недель.

Композитора занимала мысль создать программную симфонию под названием «Жизнь», где в музыкальных образах отразилась бы борьба Добра и Зла, управляющая жизнью человеческой. Но    полной ясности замысла еще не было. То его привлекала идея победы светлого начала, утверждение образов счастья, радости творческого труда, то возникала противоположная концепция. На первый план выступала трагическая сторона жизни.

Среди набросков следующая запись: «Первая часть-«Жизнь»-порыв, уверенность, жажда деятельности. Должна быть краткая. Вторая часть-любовь; третья- разочарование; четвертая кончается замиранием(тоже краткая)».

В Шестой симфонии отразился замысел симфонического произведения «Жизнь», как бы подводящего итоги творческого пути композитора.

П.И. Чайковский. Концерт №1

Концерт №1(1875г.)-первый гениальный образец русского национального концерта, одно из самых замечательных сочинений мировой концертной литературы.

Сочинение начинается большим вступлением, словно прологом к последующему действию. Тема вступления- это величавый образ народа-исполина и лучезарный гимн жизни, свету, родине. И завершается концерт гимном ,  символизирующим торжество светлых жизненных сил.

При первом знакомстве с этим произведением суждение Н.Рубенштейна было таковым: « Ну что тебе, Петр Ильич , сказать?     Не то, вовсе не то, голубчик, что надо. Твои мелкие фортепианные вещи я, ты знаешь, люблю, а тут….. Что это за избитый пассаж? Да потом, слушай, бездна неуклюжестей- пианист руки себе сломает!».

И тем не менее  концерт вошел навсегда в репертуар пианистов всего мира.

П.И.Чайковский.  «Времена года».

«Времена года» Чайковского – это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Любовью к жизни, восхищением ею наполнена музыка одного из шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года». Энциклопедией русской усадебной жизни XIXв., петербургского городского пейзажа можно назвать этот цикл из 12 характеристических картин для фортепиано. В его образах запечатлены Чайковским и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.

Поводом к написанию цикла «Времена года» послужил заказ издателя журнала «Нувеллист» Н.М.Бернарда. Названия пьес, т.е. сюжетов-картинок были предложены композитору издателем.

При издании «Времена года» получили поэтические эпиграфы. Бернард был инициатором включения стихов русских поэтов в качестве эпиграфов к уже написанным пьесам Чайковского, который их принял и одобрил.

Открывается цикл пьесой «У камелька». Январь.

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.»  

                                  А.Пушкин

Камелек- это специфическое русское  название камина в дворянском доме или какого-либо  очага в крестьянском жилище. В долгие зимние вечера у камина собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали,  при этом пели песни грустные и лирические. В дворянских семьях музыцировали, читали вслух, беседовали. Пьеса «У камелька» рисует картинку с элегически-мечтательным настроением.

Заключительная пьеса цикла «Святки – имеет в рукописи композитора подзаголовок «Вальс». И это не случайно, вальс был в те времена популярным танцем, символом семейных праздников. Основная  мелодия пьесы  выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты  которой чередуются с эпизодами вальса. А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежным вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

Первый в России классический сборник для детей. Обращаясь к миру ребенка, Чайковский не ограничивается традиционными образами кукол и других игрушек. Зная, что дети любят во всем правду, и , играя в свои незатейливые игры, хотят, чтобы все у них было настоящее, композитор стремится дать в своих пьесах пусть небольшую частичку, но подлинной жизни. Чайковский воплощает вовсе не кукольные, а настоящие , человеческие переживания. Он заставляет нас искренне почувствовать горе маленькой девочки по поводу утраты любимой куклы и радоваться вместе с ней ее счастью при виде новой игрушки.

Благодаря подлинной человечности музыки «Альбома» , глубине ее эмоционального мира, пьесы сборника привлекательны не только для ребенка, но и для взрослого. Их играют даже концертирующие пианисты. Это качество детской музыки весьма редкое.

П.И.Чайковский. Балет «Лебединое озеро».

«Лебединое озеро» - первый русский классический балет. Фантастическая сторона сюжета не поглотила, а, наоборот, выдвинула на первый план лирическую драму героев, драму любви и невольной измены, созвучную основной теме творчества композитора.

Балет «Лебединое озеро» был поставлен в Большом театре 20 февраля 1877г. С «Лебединого  озера» началась новая эпоха в развитии русского балета. Прежде балетный спектакль считался занимательным зрелищем, где можно было любоваться ловкости и грацией танцовщиков. Музыка играла второстепенную роль. Иногда балет составляли из музыки разных авторов. О том, что балетный спектакль может быть таким же цельным, как опера или драма, не задумывались. Чайковский подошел к сочинению балета иначе. Он стремился передать музыкой самое содержание сказки о девушках-лебедях. Отдельные танцевальные номера и пантомимы связаны у него между собой. Музыкальные образы развиваются так же, как в симфонической музыке.

Главная тема балета воплощает образ Одетты (девушки-лебедя). Эта тема принимает разные оттенки в зависимости от развития действия. Вначале, когда Одетта впервые встречается с Зигфридом  и рассказывает свою историю, она звучит нежно и печально. В сцене бала, когда принц нарушает клятву верности, тема приобретает грозный, трагический характер. В последнем действии, когда Зигфрид молит Одетту простить его невольную вину, тема звучит грустно и взволнованно.

Балет «Лебединое озеро» стал первым балетом, который нужно не только смотреть, но и слышать. Вдохновенная музыка Чайковского дала сказочным персонажам балета новую жизнь, наделила их чувствами и характерами живых людей. В этом большое реформаторское значение первого балета П.И.Чайковского.

П.И.Чайковский. Балет «Щелкунчик».

Балет «Щелкунчик», задуманный как детский балет-феерия, небольшой по масштабам, оказался значительным произведением, открывшим новые пути в балетном театре рубежа XIX-XXв. Музыка Чайковского подчеркивает основную идею сказки – победу светлого  доброго на начала над силами зла и мрака. Музыка «Щелкунчика» -одно из самых жизнерадостных произведений композитора, пленяет богатством и красотой мелодий, разнообразием танцевальных ритмов, яркостью музыкальных образов.   И еще раз хочется повторить, что балеты П.И.Чайковского  надо не только смотреть, но и слушать.

Используемый музыкальный материал.

Опера «Евгений Онегин».   Вступление (грамзапись).

Хор девушек – исп. учащиеся.

«Письмо Татьяны» (грамзапись).

Романс «Средь шумного бала». (грамзапись).

Детская песенка «Мой Лизочек».

Исполняют дети. Каждый ребенок дарит Лизочку подарок , о котором поет.

Симфония №1.

Симфония №6.

Концерт №1.

«Детский альбом» -исполняют учащиеся и преподаватель.

Марш деревянных солдатиков. (Шумовой оркестр).

Песня жаворонка. (На свирелях).

Пьесы на выбор. На фортепиано.

«Времена года». Пьесы на выбор  исполнят учащиеся и педагоги.

Балет «Лебединое озеро».

Грамзапись.

Тему Одетты исполняют на свирели.

Балет «Щелкунчик».

  • Вальс снежинок.  (Хореографическая миниатюра).
  • Тема Щелкунчика - шумовой оркестр
  • Дивертисмент – викторина.   (Две команды, разгороженные ширмой. Звучат мелодии танцев. Дети выставляют, заранее  приготовленные иллюстрации этих танцев).
  • Рождественские подарки. (Грецкий орех в фольге).
Категория: Внеурочная деятельность | Добавил: NikElena (19.01.2019)
Просмотров: 26 | Рейтинг: 0.0/0
Вход на сайт
Поиск



Календарь



МЫ В СОЦ.СЕТЯХ



Статистика






Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС77-59240 от 04.09.14 зарегистрировано Роскомнадзором
Возрастное ограничение: 0+
Контакты: электронная почта - pedagogika-vsem@yandex.ru, тел. 8-977-695-33-67