ПУБЛИКАЦИИ

Колорит в пейзаже

Егорова Татьяна Викторовна, преподаватель МБУ ДО «Чановская детская школа искусств» Новосибирской области

План-конспект открытого урока

«Колорит в пейзаже»

Класс: 1

Предмет: «Живопись»

Тема урока: Колорит в пейзаже.

Тип урока: комбинированный с применением ИКТ. (Изучение новых знаний, закрепление и повторение изученного материала)

Этапы урока (в соответствии с учебным планом проводится 2 урока по 40 минут):

1.Организационный момент (5 мин.)

2.Изложение нового материала (15 мин.)

3.Закрепление учебного материала (10 мин.)

4.Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)

5.Самостоятельная работа обучающихся (30 мин.)

6. Продолжение практической работы. (23 мин.)

8. Рефлексия. Подведение итогов (8 мин.)

Цель: познакомить детей одним из средств создания художественного образа в живописи – колоритом, воспитывать эстетические чувства, умение видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках. Отработать умения и навыки в работе гуашью.

Задачи:

- познакомить с разнообразием пейзажных сюжетов; повторить основные и составные  цвета

- формировать навыки работы с художественными материалами; совершенствовать навыки применения цвета в создании художественного образа; закрепить интерес к работе цветом; развивать навыки владения технике гуашь;

- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, формировать эстетическое отношение к произведениям искусства; укреплять межпредметные связи (композиция).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, исследовательский (просмотр и анализ полученных результатов, анализ выполнения операций).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (дидактическая игра)

Межпредметные связи: Композиция.

Технологии: информационно – коммуникативные технологии (фоторяд, прослушивание аудиозаписи); технологии деятельностного мышления; технологии проблемного обучения, здоровье-сберегающие технологии, игровые технологии.

Организация учебного пространства: пространство класса делится на зоны для теоретической и практической работы.

Оборудование урока:

а) для преподавателя: компьютер, интерактивная доска, художественные материалы, наглядные пособия, мольберт, бумага А4, кисти, гуашь, палитра, баночка с водой, салфетки;

б) для обучающихся: бумага формата А5, кисти, баночка с водой, палитра, гуашь, салфетка.

Зрительный ряд: фоторяд – репродукции картин художников, учебные таблицы, наглядные пособия, цветовой круг.

Репродукции: А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 г.; И. Левитан “Золотая осень”, 1895 г.; А.И Куинджи, «Березовая роща», 1879г.; И.И. Шишкин, «Рожь», 1878 г.;  И.К. Айвазовский, «Буря на море ночью», 1848 г.; И. Репин; В. Суриков; В. Серов; М. Врубель; Ф. Малявин; репродукции современных художников (Леонид Афремов, Геннадий Кириченко, Дмитрий Добровольский)

Музыкальный ряд: инструментальная музыка «Звуки природы»

Ход урока:

1.Организационный момент (5 мин.)

Преподаватель: Здравствуйте. Начинаем наш урок. Перед началом работы прошу проверить вашу готовность к уроку: листы формата А4, краски, кисти, палитра, вода, салфетка.

Преподаватель: Для введения в художественно-образный настрой нашего урока предлагаю прослушать музыку «Звуки природы»

Преподаватель: Какое настроение и чувства вызывает музыка? (Ответы обучающихся).

- Для какой картины соответствует по настроению эта музыка?

- Создает ли состояние природы или любая картина пейзаж у нас настроение? - Что такое пейзаж?

- Какие виды пейзажа вы знаете?

- По характеру пейзажи бывают какими?

- Каких известных художников-пейзажистов вы знаете?

(Ответы обучающихся)

 Сегодня  тема нашего урока: колорит в пейзаже.  

«Тема урока: Колорит в пейзаже».

2. Изложение нового материала (15 мин.)

Преподаватель: Художник, изображая пейзаж, старается выразить свои чувства через её образ. Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, света, состояния воздуха может меняться. Все цветовое богатство мира и передает живопись с помощью красок. С помощью цвета, цветовых сочетаний гармонии теплых и холодных цветов художник передает разнообразные чувства и настроения - радость и грусть, нежность и тревогу. Художник должен чувствовать и передавать настроение природы, используя нужные цвета, цветовой контраст, т.е. колорит.

Колорит – это гармония и красота цветовых сочетаний, богатство цветовых оттенков.

Колорит может быть холодным, теплым, контрастным, сближенным и.д.

В спорах о новом художественном видении мира рождалось новое направление в искусстве – импрессионизм - от франц. - «впечатление». Так называлась одна из картин художника Клода Моне. Он создал целые живописные серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях и в разное время суток. Рассмотрим серию «Здание Парламента в Лондоне».

Преподаватель: Какое основное средство выражения живописи использовал художник для передачи состояния и настроения природы? (Ответы обучающихся). Цвет - главное средство выражения в живописи. От того какие художник подберёт цвета зависит настроение в картине. Цветовой строй в картине называется, колоритом. Колорит (от лат. color — цвет, окраска) - богатство и согласованность цветов. Он может быть тёплым и холодным, нежным и мрачным.

Иллюстративный рассказ. Основные группы цветов: Основные – составные. Теплые – холодные. Глухие – звонкие. (учебные таблицы, цветовой круг)

Преподаватель: Как можно превратить цвет в нежный, тревожный или тихий? (Ответы обучающихся). В смешении с тёмным настроение полученного колорита можно охарактеризовать как тревожное, грозное; в смешении со светлым – оно становится нежным, спокойным. Если же смешать любой цвет с серой краской, он приглушится, станет незаметным и грустным, словно наполнится туманом.

Настроение в картине во многом зависит и от фактуры - характера поверхности, которая передаётся при помощи мазка. Вид мазков создаёт настроение беспокойное и шумное или тихое и умиротворённое. Краска может ложиться ровно, гладко или густыми, выпуклыми мазками. Они могут быть похожи на точки, полоски, волны, запятые. (наглядная демонстрация преподавателя, «шкала тональности»). Для передачи того или иного состояния природы очень большую роль играет верно взятый общий тон. Первый план – ярче и насыщеннее. Второй план – светлее и бледнее. Чем дальше от зрителей цвет, тем он светлее и холоднее, контрасты уменьшаются, границы предметов сглаживаются. Небо чем ближе к земле, тем светлее, а чем выше от земли ярче и темнее.

Ознакомление с эмоциональными возможностями цвета.

Преподаватель: Давайте попытаемся решить некоторую задачу. (Проблемная ситуация). Перед вами палитра холодных и тёплых цветов. Подумайте и ответьте на вопрос:

1. Какие цвета могут быть в передаче времени суток? (Предполагаемые ответы обучающихся: теплые – день, холодные – ночь).

2. А к каким цветам можно отнести каждый пейзаж по времени года? (Предполагаемые ответы обучающихся: лето, осень, весна – теплые цвета,  зима – холодные цвета).

3. Какой можно сделать вывод о значении цвета в передаче настроения? (Ответы обучающихся: цвет имеет очень большое значение в передаче состояния природы в картине).

Анализ репродукций картин художников.

Преподаватель: Утром пейзаж будет пронизан серебристо-голубыми лучами восходящего солнца, следовательно, все предметы будут окутаны этим светом, а общий тон пейзажа будет серебристый. Днем свет становится ярче, а тень – темнее, и из-за этого общий тон пейзажа становится более светлым. Запомните: свет «теряет» цвет. Вечером, по мере того как солнце садится, краски сгущаются, а воздух окрашивается золотисто-багровыми лучами. В этом случае цветовой строй пейзажа будет золотистым, тени же будут принимать холодный оттенок вечернего неба. Настроение пейзажа зависит от передачи в нем того или иного состояния. В природе небо – источник света, атмосферный свет поглощает всё вокруг.

3.Закрепление учебного материала (10 мин)

Преподаватель: Давайте обобщим вышесказанное. (Проблемная ситуация). Рассмотрим репродукции картин российских художников и проанализируем.

 - А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1880 г.. Фосфоресцирующий свет отразился от зеркальной глади Днепра и разлился вокруг, погрузив землю в таинственный и волшебный мир. И вся природа замерла, завороженная красотой этой картины.

- Изображение к иллюстрации И. Левитан “Золотая осень”, 1895 г..

Эта картина написана в другом колорите, с другим настроением. Художник показал солнечный день. Преобладает теплые, веселые цвета.)

- А.И Куинджи, «Березовая роща», написанная в 1879 году, в картине «Березовая роща» Куинджи сумел создать образ лучезарного, сверкающего дня. Вокруг удивительно тихо и радостно. Пожалуй, все в этом пейзаже построено на контрастах: густая тень зелени дальнего леса контрастирует с белыми, почти светящимися стволами берез и ослепительно-голубым небом.

- И.И. Шишкин, «Рожь», 1878 г. Очень подробно, с большим мастерством и любовью Шишкин пишет передний план: и тяжелые спелые колосья, и венчики ромашек и васильков, и пахнущую пылью дорогу. Все это придает полотну задушевность и жизненную убедительность.
- И.К. Айвазовский, «Буря на море ночью», 1848 г. Картина отличается темной сдержанной колористической гаммой. Большую роль в картине играет свет. Художник в точности передает эффекты, которые создает лунный свет на поверхности волнующегося моря. Лунный свет, мощным потоком прорезающий тьму, - как символ жизни и вечности, он словно вещает о спасении корабля.
Примером яркого выражения колорита в живописи могут служить работы И. Репина, который писал в теплом золотисто-желто-красном колорите. Любимый колорит В. Сурикова состоял из голубовато-синих, холодных цветов. В серо-серебристом колорите написаны многие произведения В. Серова, а М. Врубель предпочитал серо-голубые цвета. Многие картины Ф. Малявина отличаются огненно-красным колоритом.

При анализе учащимся задаются вспомогательные вопросы: Какие эмоции возникают? С помощью каких средство художнику удалось передать состояние пейзажа?

4. Инструктаж последовательности работы над пейзажем (10 мин.)

Перед практической работой проводится инструктаж.

Преподаватель: Вспомним последовательность работы над пейзажем. Мастер-класс. Преподаватель озвучивает классу, какое состояние природы он покажет. Далее следует демонстрация этапов выполнения работы, передача того или иного состояния природы. В ходе мастер-класса преподаватель комментирует каждое своё действие и советуется с обучающимися. Обучающиеся могут принимать участие, в высказывании своего мнения,  в создании пейзажа преподавателем.

Преподаватель: И вы сегодня в своей практической работе попробуете передать свои ощущения и настроения в пейзаже.

5. Самостоятельная работа обучающихся (7 мин.)

Обучающимся предлагаются задания в соответствии с их способностями и уровнем подготовленности.

Преподаватель: Получив задание, формулируйте решение, которое вам необходимо выполнить, продумайте, как вы его будете выполнять, этапы работы. Также необходимо будет выполнить цветовую палитру своего пейзажа. Делается это в ходе выполнения пейзажа. Теперь можно приступить к работе - созданию пейзажа настроения в технике живописи. Очень внимательно отнеситесь к выбору цветовой палитры, колорита. (Применение новых знаний, закрепление ранее изученного материала, закрепление навыков работы гуашью).

6. Физминутка. (2 мин.)

Преподаватель: А теперь физкультминутка (упражнения для плечевого пояса, шеи и спины)

7. Продолжение практической работы (23 мин).

- Теперь можно приступить к выполнению работы в цвете.

Целевые обходы:

- проверка организации обучающимися рабочего места;

- наблюдение за правильностью выполнения приёмов работы;

- оказание помощи обучающимся, испытывающим затруднения;

- контроль над объёмом и качеством выполненной работы.

8.Рефлексия. Подведение итогов (8 мин)

- Посмотрите, какие пейзажи у вас получились. Приглашаю прикрепить их на мольберте. Подводим итоги, анализируем проделанную работу, отвечаем на вопросы:

- Как называется цветовой строй в картине?

- Как колорит влияет на настроение картины?

- В какой работе самое необычное настроение?

- В какой работе лучше передано пространство?

- В какой работе наиболее удачное композиционное решение?

- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении работы?

- Что было самым трудным при выполнении работы?

- Всё ли получилось из задуманного?

Оценка каждой из работ проводится самими обучающимися по 5-и бальной шкале. Итог и обобщение проводит преподаватель. Критерии оценки:

- грамотное композиционное решение и линейный рисунок;

- верное цветовое и тональное решение с учётом правил воздушной перспективы;

- достижение колористического единства;

- степень эмоциональной выразительности, настроения пейзажа.

При оценке детских работ особое внимание нужно обратить на то, в какой степени ребёнку удалось использовать колорит в качестве ыедущего средства для создания образа пейзажа, как отражения определённого эмоционального состояния.

9. Итог урока.

Преподаватель: Молодцы! Мы совместно сегодня хорошо поработали. А теперь для вас домашнее задание: выполнить этюд с натуры «пейзаж из окна» на формате  А5. Спасибо вам за то,  как вы отвечали, как работали. В заключении хотелось сказать: природа в картинах талантливых художников, открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – берегите красоту вокруг себя!

Список используемых интернет ресурсов и литературы  

https://vuzlit.ru/487296/tvorchestvo_hudozhnika Творчество художника. Колорит в живописи. Колорит  живописи С.А. Виноградова

http://iskusstvoed.ru/2016/05/24/колорит-в-живописи-его-разновидности/ Искусство. образовательный культурный проект.

Щеголь Г.М. «Колорит в живописи: Заметки художника» - М., 1997; - 341 с.

Конспект урока

27.06.2019 в 02:01
13
Добавил NikElena
Рейтинг 5.0 / 1

Свидетельство о регистрации средства массовой информации - Эл № ФС77 - 75208 от 07 марта 2019 г. Зарегестрированно в Роскомнадзоре. 0+

Разработано в Divine Draft